подразделы текущего раздела
Трудности периода адаптации первоклассников
Наши современные дети! Какие они? Разве не такие, как раньше? Конечно, нет! Об этом скажет любой учитель, сравнивая своих нынешних учеников с такими же по возрасту детьми даже не столь уж далекого прошлого.
Современные дети стали очень рано проявлять необычную для их возраста самостоятельность и независимость. Они хотят по каждому вопросу иметь свое собственное мнение, которое упорно и горячо отстаивают. Своих родителей они поражают способностями, широтой интересов, сообразительностью, неожиданными выводами. Дети, действительно, получают сейчас огромный поток информации. Поступая в школу, ребенок буквально захлебывается от переполняющих его впечатлений. Наравне со старшими он высказывает свои суждения, дает оценки, критикует и очень скоро приобретает уверенность в том, что все знает и при этом ничуть не хуже старших. В семье ребенок окружен заботой и лаской и, очень часто, чрезмерным баловством многочисленных родственников. Взрослые исполняют любую прихоть ребенка, удовлетворяют все его капризы. Ребенок становится дерзким и требовательным, упрямо настаивает на выполнении своих капризов, не считаясь с мнением взрослых. Усиливается детский эгоизм и себялюбие. Длительное пребывание у экрана телевизора и за компьютером приводит к малоподвижному образу жизни, слабому физическому здоровью, нарушению зрения. А увлечение компьютерными играми приводит к тому, что ребенок перестает реально оценивать опасность. Насмотревшись на супергероев, он не понимает, что другому ребенку может быть больно, если его сильно ударить, что собственные слабые мышцы могут не удержать, если, держась только руками, висеть на перилах лестницы, что силы прыжка может не хватить, если захочешь перепрыгнуть широкую канаву или прыгнуть с дерева на дерево. Увлечение восточными единоборствами в младшем возрасте приводит к тому, что ребенок, вооруженный разученными приемами, старается показать свое превосходство и наносит удары, далеко не безобидные, своим более слабым сверстникам.
В школе ребенок попадает в образовательную среду, которая должна повлиять на формирование его личности. В семье он был «единственным и уникальным», а теперь вокруг него такие же «единственные и уникальные». Вначале ребенок с большим удовольствием идет в школу, но не для того, чтобы получить хорошее образование. Просто ему очень хочется показать своим одноклассникам новый портфель, выложить и снова сложить содержимое пенала, сравнить его с тем, что есть у соседа и т. д. Проходит недели две, иногда и меньше, новизна ощущений пропадает, и ребенок больше ходить в школу не хочет. Он бы ходил, да только не учиться, а бегать, прыгать, кого-нибудь догонять, играть. А в школе, оказывается, работать надо. К этому ребенок не готов, и не потому что не может, а часто просто не хочет, не привык.
Психолого-педагогический анализ показывает, что у первоклассников наиболее часто встречаются два типа трудностей:
Первый из них связан с особенностями нового школьного режима: нужно вовремя просыпаться и вставать, нельзя пропускать занятия, на всех уроках требуется сидеть спокойно, необходимо выполнять домашние задания и т.д. Без должных привычек у ребенка появляются чрезмерная усталость, срывы в учебной работе. Поэтому, необходимо, чтобы учитель и родители понятно и четко выражали новые требования к жизни ребенка, принимали меры поощрения и наказания с учетом индивидуальных особенностей детей.
Второй тип трудностей, которые испытывают первоклассники, проистекает из характера взаимоотношений с учителем, с товарищами по классу, в семье. При всей возможной приветливости и доброте к детям учитель все-таки выступает как авторитетный и строгий наставник, выдвигающий определенные правила поведения и пресекающий всякие отклонения от них. Он постоянно оценивает работу детей. Его позиция такова, что ребенок не может не испытывать некоторой робости перед ним. Вследствие этого одни дети становятся в школе чрезмерно скованными, а другие - чрезмерно подвижными. Нередко первоклассник теряется в новом окружении, не может сразу познакомиться с детьми, чувствует себя одиноким.
Очень важно в первые месяцы пребывания ребенка в школе привить ему чувство того, что класс, а затем и школа – это не чужая ему группа людей, а доброжелательный и чуткий коллектив сверстников, младших и старших товарищей. Надо только правильно себя вести по отношению к ним. В этом ребенку могут помочь «Заповеди первоклассника»:
- Не отнимай чужого, но не все свое отдавай.
- Попросят – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
- Не дерись – без обиды.
- Не обижайся – без дела.
- Зовут играть – иди, не зовут – попроси, это не стыдно.
- Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
- Из-за отметки не плачь, будь гордым.
- С учителем из-за отметки не спорь и на учителя за оценки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
- Не ябедничай за спиной у товарищей.
- Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей.
- Почаще говори: «Давай дружить, давай играть!»
- И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость!
Памятка для родителей первоклассников
1. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе. Нельзя этого делать в присутствии детей.
2. Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не сможете, сообщите об этом учителю лично или запиской через ребенка.
3. Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка (спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?» вместо традиционного: «Какую сегодня получил оценку?»). Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей ребенка.
4. Регулярно контролируйте выполнение задания и оказывайте, если сможете, разумную помощь в их выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой. Главное – возбуждать интерес к учению.
5. Проверяя задание, нацеливайте ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему?» «Докажи», «А можно ли по-другому?».
6. Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, школе.
7. Старайтесь выслушать рассказы ребенка до конца. Поделиться своими переживаниями – естественная потребность детей.