подразделы текущего раздела
Здоровье сберегающие технологии в преподавании физики
Михеева Анна Николаевна, заместитель директора по УВР, учитель физики
Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года впервые декларирует приоритет сохранения здоровья учащихся в процессе обучения и активизирует поиск решений на сохранение и укрепление здоровья детей.
Почему?
Медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране
Физически здоровыми рождаются не более 14% детей
25-30% детей, приходящих в 1-й класс имеют отклонения в здоровье.
50% учащихся теряют здоровье в начальной школе.
60% школьников имеют хронические заболевания.
Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми
Факторы, влияющие на здоровье школьников:
1 группа – это факторы, не поддающиеся нашему управлению (экология, традиции ЗОЖ в семье, медицинская помощь)
2 группа – это управляемые факторы, которые подразумевают использование здоровье сберегающих и здоровье формирующих технологий
В школе необходимо использовать следующие технологии:
1. Здоровье сберегающие
2. Технология обучения здоровью
3. Воспитание культуры здоровья
4. Физкультурно-оздоровительные технологии.
5.Медико-гигиенические технологии.
6. Экологические здоровье сберегающие технологии.
7.Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Любая школа должна работать над программой по внедрению здоровье сберегающих технологий.
Цель: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья во время обучения в школе, сформировать у него знания, умения. Навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи
1. Организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья.
2. Создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения, воспитание культуры здоровья.
3. Развитие творческих способностей.
4. Мотивация на здоровый образ жизни.
5. Научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.
Принципы
Возрастные особенности познавательной деятельности
Обучение на оптимальном уровне сложности
Вариативность методов и форм обучения
Оптимальное сочетание двигательных и статистических нагрузок
Создание эмоционально благоприятной атмосферы
Требования к уроку с позиции здоровьесбережения
Обстановка и гигиенические условия в кабинете.
Количество видов учебной деятельности (норма 4-7).
Количество видов преподавания (норма не менее 3-х).
Чередование видов преподавания (норма не позже через 10-15 минут).
Место и длительность применения ТСО.
Чередование позы учащихся.
Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке(норма: по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого)
Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ.
Наличие мотивации .
Психологический климат на уроке.
Использование эмоциональных разрядок.
Темп окончания урока .
Учителя должны особое внимание уделять одной из задач модернизации образования: сохранения и укрепления здоровья детей, используя на своих уроках элементы здоровьесберегающих технологий.
Применение здоровье сберегающих технологий на уроках физики
Физика- не тот предмет, где изучается комплекс физических упражнений, способствующих здоровью.
Но и уроки физики могут воспитывать в ребенке сознание великой ценности здоровья.
Преподавание предмета позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания.
Учитель физики применяет:
Опорные конспекты
Демонстрационный эксперимент
Фронтальный лабораторный эксперимент
Решение задач практической направленности, в том числе и связанные со здоровьесбережением
Игровые моменты
Физкультминутки
Ауди -и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов.
Использование творческих работ учащихся и т.д.
Все это не только повышает активность учащихся, но еще позволяют менять виды деятельности на уроке, что способствует снижению утомляемости, а значит и сбережению здоровья учащихся.
Организация учебной деятельности на уроках физики:
1. Благоприятный настрой на уроке.
2. Соблюдение гигиенических требований.
3. Построение урока с учетом динамичности учащихся.
4. Строгая дозировка времени.
5. Нормирование домашнего здоровья.
6. На всех этапах урока необходимо использовать элементы здоровьесбережения.
Примерная схема урока физики
Оргмомент
Упражнения психологического характера. 3-4 мин.
Актуализация знаний
Письменная работа. 5-7 мин.
Изучение нового материала
Режим смены динамических поз. 5-7 мин.
Закрепление материала
Физкультминутки, элементы игры. 5-7 мин.
Запоминалки
Массу мы легко найдем , умножим плотность на объем.
Если слово «БАЦ» запомнишь, формулу объема вспомнишь v=bac
Не лезь в воду глубоко, в воде давленье велико.
Надавит сверху РО-ЖЕ-АШ
и вдруг концы свои отдашь.
Физкультминутки:
1. Упражнение для глаз: движение глазами вверх-вниз, вправо-влево, вращение, закрыть глаза и представить поочередно цвета радуги.
2. Потягивание за мочки уха, потирание мочек уха.
3. Упражнения для рук: поглаживание ладоней, сгибание-разгибание пальцев, «ножницы» прямыми руками, вращение плечами назад-вперед, руки в стороны сгибаем-разгибаем локти, вращение кистей рук.
4. Упражнение для шеи: вправо-влево, вперед-назад, круговые вращения
Михеева А.Н.